NAMKHA.RU

всё о тибетских оберегах намка

география

В древних культурах по всему миру встречаются предметы похожей формы, которым приписывают различные магические свойства – чаще всего обережные, но иногда и каким-то образом трансформирующие реальность.

шаман племени УичольВ традиции индейцев Центральной и Южной Америки такие предметы называются Ojos de Dios (Око Бога), а на языке племени Уичоль использовалось слово Sikuli (Власть видеть сокрытое, т.е. ясновидение). В наше время эта традиция широко распространилась в европейском мире, где их привыкли называть ‘индейские мандалы’ - это санскритское слово, и понятие из совершенно другой культуры, но его смысл действительно очень близок сути Ojos.

Индейские мандалы/Ojos – это древнее шаманское искусство, при котором в изделие при плетении закладывается один или несколько образов. Самые простые Ojos умели плести даже дети: их изделия часто вешали в видном месте, считая, что сделанная детскими руками мандала несет в дом благословение и что Бог через эти работы следит за миром и оберегает семью. А плетение больших сложных Ojos было настоящим искусством – мастер мог заложить в мандалу целое повествование, выражая слова и строки цветами и узорами, их сочетаниями и переплетениями.

Сейчас людей, которые в совершенстве владеют этим искусством, среди индейцев осталось совсем мало. Самые простые квадратные «плетенки» можно встретить на мексиканских и южноамериканских рынках в качестве сувениров.

 

Jay MohlerВсплеск бурного интереса к этому искусству произошел в 1960-е годы, в эпоху хиппи, когда была мода на всё этническое и языческое. Плетение мандал стало частью этой субкультуры, наряду с украшениями из бисера и кожи, льняными одеждами, индийской музыкой и вегетарианской едой.

Дети цветов плели индейские мандалы просто для красоты, мало что зная о глубинной мудрости древних племен, и потом эта мода ушла в прошлое вместе с хиппи. Впрочем, есть еще последний из могикан – Джей Моулер, который продолжает плести декоративные мандалы по сей день. Тайной магией индейских шаманов он не владеет, это просто красивые этнические сувениры, но ОЧЕНЬ красивые. Подробнее можно почитать у него на сайте, там много интересного, включая обширную галерею, историю мастера и иллюстрированное пошаговое руководство для самостоятельного изготовления 8-лучевой мандалы.

anna_fenina

Что касается плетения настоящих магических Ojos, то этому уже много лет обучает удивительный человек Анна Фенина. Ее еще в 11-летнем возрасте взяла в ученицы женщина из племени Уичоль, в семье которой это искусство передавалось по женской линии – она тогда волею судеб оказалась в Анином родном городе Йошкар-Оле и, встретившись с девочкой, почувствовала необходимость передать ей это знание. С тех пор Анна стала настоящим мастером обережного рукоделия, и уже много лет учит древнему шаманскому искусству Ojos для защиты, исцеления, исполнения желаний и самопознания. Именно она познакомила русскоязычную аудиторию с этой традицией, когда много лет назад основала Школу обережного рукоделия, сделала сайт про индейские мандалы и непрерывно ездила по всей стране с обучающим семинарами. 

Остается добавить, что в наши дни множество людей плетут мандалы, ничего не зная об их смысле и действии, считая их просто арт-терапией или декоративным рукодельем. Но есть и те, кто благодаря Анне владеет истинной магией Ojos и несет ее дальше. 

А это защитные обереги из ведической древнеславянской культуры под названием ‘Божье око’ (совпадение? - не думаю!) Они считаются самой древней разновидностью обережных кукол; их обычно вешали напротив входной двери или над люлькой с младенцем, дабы отвести ‘дурной глаз’. В некоторых регионах эта традиция жива по сей день.

Точно такой же формы обереги ‘от болезни и дурного глаза’по сей день широко используются в Иране – там в них для дополнительной защиты вплетают плоды гармалы. Кстати, считается, что в древние времена, задолго до прихода мусульманства, именно на территории Ирана находилась легендарная страна Олмо Лунгринг, где основатель традиции Бон Шенраб Мивоче давал учение об освобождении за много тысяч лет до рождения Будды Шакьямуни. В Иране кое-где даже сохранились культовые строения, совершенно не похожие на мусульманские мечети…

Перемещаемся в Ирландию - и находим там крест Святой Биргитты, неофициальный символ этой страны. Внешне слегка напоминая христианский крест, на самом деле он гораздо старше христинства (как, впрочем, и кельтская трехликая богиня Бригитта) и отсылает нас к языческой символике солнцеворота. Это традиционный амулет, оберегающий дом от пожаров и других напастей, и обязательный атрибут кельтского праздника Имболк - предвестника весны. 

 

Индия. Здесь намка использован для ритуала откупа от болезни - это  отголоски Бонской традиции, там тоже была разновидность намка именно для этой цели. 

 

 

 

 

 

 

А это снято рядом с одним из горных монатырей Непала:

 

 

 

 

 

 

 

 

Огромное разнообразие намка можно увидеть в главном бонском монастыре Таши Менри Линг (Индия) – есть там и сходные с четырехугольными славянскими, есть походие на многогранные индейские, а есть и такие, которые сравнить не с чем. Например, там есть намка в виде Гаруды - бонского божества, покровителя стихии Огня - и это тоже разновидность традиционного намка, который создавался как ритуальное подношение определенному божеству.

Другими словами, подобные артефакты можно увидеть по всему миру - с похожим предназначением, сделанные по одной и той же технологии. Но мало где сохранились глубинные знания о практическом применении этих предметов – чаще всего они изготавливаются просто как защитные амулеты, украшения или этнические сувениры. Даже в Тибете они мало где встречаются – их в основном считают просто ритуальным декором, и мало кто точно знает, как именно они работают.