NAMKHA.RU

всё о тибетских оберегах намка

заблуждения

 

В народе бытуют всякого рода ошибочные идеи о намка, которые порой весьма живучи, ибо годами передаются из уст в уста от старых практикующих к молодым. Здесь пытливому читателю предлагается список наиболее распространенных мифов с последующим их разоблачением :-).

 

Миф №1: хранить намка можно дома у кого-то другого или в зале для коллективных практик.

Миф №2: делать намка на дату рождения эффективнее, чем на год рождения.

Миф №3: элемент Ванг (способность) означает способности человека к чему-либо, т.е. его таланты.

Миф №4: для плетения намка дату рождения надо считать не по паспорту, а минус еще год, т.к. в тибетской астрологии возраст считается не с рождения, а с зачатия.

Миф №5: плести намка могут только имеющие передачу на практику намка.

Миф №6: освящать надо только новые намка.

Миф №7: освящать намка можно только на коллективных Ганапуджах, которые отмечены в тибетском календаре.

Миф №8: намка лучше всего плести ‘к Лосару’, потому что по календарю это специальный день для освящения намка.

Миф №9: чем больше размер намка, тем лучше его действие.

Миф №10: а вот еще можно сделать ‘карманный’ намка, чтобы всегда носить/возить его с собой.

Миф №11: после освящения никто не должен прикасаться к намка, кроме его владельца.

Миф №12: нехорошо хранить намка на виду, если остальные члены семьи далеки от буддизма.

Миф №13: для элемента Темной/Глубокой Воды используются только нитки темно-синего или черного цвета.

Миф №14: намка – это чисто буддийский метод, и он работает только для практикующих Дхарму.

Миф №15: намка будет работать, даже если он сделан небрежно и с ошибками, потому что это все относительно.

Миф №16: намка – это духовная практика, поэтому брать и давать деньги за изготовление намка – неправильно.

Миф №17: в книге "Намка" неправильный расчет мева способности и мева жизни, потому что во всей остальной тибетской астрологии они считаются наоборот.

МИФ №1: хранить намка можно дома у кого-то другого или в зале для коллективных практик.

Некоторые держат у себя дома намка, сделанные для непрактикующих близких людей, чтобы время от времени их освящать. Другие месяцами не забирают свои намка из зала для коллективных практик, полагая, что это более благоприятное место, чем дома, особенно если остальные члены семьи далеки от буддизма, или если приходится часто переезжать. По этому поводу Намкаю Норбу Ринпоче был задан вопрос, где всё-таки лучше хранить личные намка. Ринпоче ответил буквально следующее: “Намка работает при непосредственном контакте с тем, для кого он сделан, и должен находиться в жилище человека, для которого он предназначен, а не в каком-то другом, пусть даже очень священном, месте. В крайнем случае намка можно хранить в доме, куда человек постоянно возвращается – например, в доме матери”. Подробнее о правильном хранении намка можно почитать тут.

МИФ №2: делать намка на дату рождения эффективнее, чем на год рождения.

Мы привыкли считать, что чем более точно определяется момент рождения, тем лучше – именно так работает западная астрология, где для получения более достоверного результата надо учитывать и год, и месяц, и дату, и даже час с минутами. В тибетской астрологии тоже есть астрономическая традиция Карци, основанная на положении звезд, где точные характеристики действительно важны. Но метод Намка опирается на астрологию элементов (традиция Нагци), структура которой совершенно иная! Она не соотносится с небесными телами, а определяется комбинацией двенадцати символических животных, пяти элементов и девяти чисел Мева, и позволяет понять, как работает энергия человека на внешнем и внутреннем уровне. Так вот, в системе Нагци год считается основной и определяющей единицей времени, а день - это слабый показатель, влияние которого на судьбу человека крайне незначительно. Иначе говоря, сплести намка на день (или даже на час) конечно можно, но будьте готовы к тому, что никакого влияния на вашу жизнь это не окажет.

МИФ №3: элемент Ванг (способность) означает способности человека к чему-либо – к музыке, к языкам, к бизнесу, к духовной практике и т.д. – то есть его таланты.

Эта путаница тянется уже много лет из-за неточного перевода. Для тибетского понятия ‘Ванг’ (dbang) Ринпоче на английском обычно использовал слово ability либо capacity, а русские переводчики переводили его как ‘способности’, что в русском языке означает что-то вроде ‘одаренности’. На самом же деле элемент Ванг управляет вовсе не талантами человека, а его успешностью. Вот как толкует это понятие сайт Института Тибетской астрологии и медицины: ‘Ванг (влияние) — это сила личности, ее способность главенствовать и достигать цели. Это потенциал, который дает возможность контролировать любую жизненную ситуацию. Сильный ванг способствует процветанию, богатству и достатку. Одно из значений ванг — ‘подлинное присутствие’, т. е. полное осознание потока времени и сила жить в этом потоке. Слабый ванг определяет нищету и невозможность реализовать свои таланты, поскольку у человека нет силы контролировать ситуации и защищать свои позиции. Сила ванг связана с уровнем духовного развития и нравственной силой. Для реализации ванг необходима сила лунг (удача).’ Сила ванг также определяет ‘молву’, т.е. репутацию человека и то, что о нем говорят за спиной. То есть, этот элемент определяет не наличие талантов, а скорее то, что мы называем личной силой. 

МИФ №4: для плетения намка дату рождения надо считать не по паспорту, а минус еще год, потому что в тибетской астрологии возраст считается не с рождения, а с момента зачатия.

Насчет возраста тибетская астрология действительно так и считает, но для изготовления намка нам важно знать не количество прожитых лет, а именно год появления на свет. Дело в том, что различные аспекты энергии человека формируются в период от зачатия до рождения, и система полностью выстраивается только в тот момент, когда человек выходит из материнской утробы и входит в контакт с внешним миром. Так что ваш реальный год рождения (т.е. тот, который по паспорту) – это и есть год, на который надо плести намка.

МИФ №5: плести намка могут только имеющие передачу на практику намка.

Объектом передачи является ритуал освящения намка, и его может проводить только имеющий передачу. Что касается материальной опоры, т.е. предмета из палочек и ниточек – сделать ее может кто угодно, если, конечно, он делает это правильным образом. В мае 2010 я задала Ринпоче вопрос, может ли человек без передачи участвовать в обучающем курсе по плетению намка и потом освятить готовый намка в общине на Ганапудже. Ответ был положительный. В сентябре того же года к Ринпоче обратились ганчи Кунсангара с вопросом, могут ли обучающие курсы по намка в Дзогчен-общине быть открытыми (то есть доступными для людей без передачи), и получили ответ, что такие курсы ДОЛЖНЫ быть открытыми.  

МИФ №6: освящать надо только новые намка

Оберегая своего владельца от негативных воздействий, намка как бы берет их на себя, и со временем они накапливаются. В результате намка постепенно теряет свою защитную функцию и приходит в негодность (ломаются палочки, или провисают нитки, и т.д.) Поэтому его требуется периодически ‘чистить’ и ‘подзаряжать’ с помощью ритуала наделения силой – чем чаще, тем лучше. Ринпоче говорил, что намка будет работать длительное время, если освящать его хотя бы раз в месяц. Если такой возможности нет, то следует это делать хотя бы раз в год – в таком случае наиболее благоприятно делать ритуал на Лосар - в первый день тибетского Нового года.

МИФ №7: освящать намка можно только на коллективных Ганапуджах, которые отмечены в тибетском календаре, и только на растущей луне.

Делать ганапуджу с ритуалом намка можно хоть каждый день, независимо от фаз луны и календаря практик, просто на растущей луне эта практика работает более эффективно. Также надо учитывать, что метод намка тесно связан с астрологией, а календарные Ганапуджи не всегда попадают на астрологически благоприятные дни, поэтому для первого освящения нового намка можно, например, выбрать по календарю хороший день и сделать практику с ритуалом самостоятельно, а потом уже повторно освятить намка на ближайшей коллективной Ганапудже - это очень полезно, поскольку считается, что объединенная энергия усиливает эффект практики. Подробнее о выборе подходящего дня можно почитать здесь.

МИФ №8: намка лучше всего плести ‘к Лосару’, потому что по календарю это специальный день для освящения намка

Первый день нового года считается очень благоприятным моментом для всего, что нуждается в росте и развитии – вот почему в этот день особенно полезно делать различные  практики для долголетия и процветания, а также наделять силой намка и лунгта. Но иногда на Лосар попадает не очень хорошая астрологическая комбинация, и в этом случае спокойно можно выбрать для освящения более благоприятный день, поскольку у тибетцев праздничными, особыми и чрезвычайно действенными считаются все 15 дней от Лосара до ближайшего полнолуния. Также очень благоприятными считаются дни на растущей луне в начале каждого сезона (т.е. 1-15 лунные дни 1-го, 4-го, 7-го и 10-го тибетских месяцев). Разумеется, в течение всего остального года освящать намка тоже можно и даже нужно, хотя это и не отмечено в календаре :-).

МИФ №9: чем больше размер намка, тем лучше его действие

Нигде такого не сказано :-). То, что действительно имеет значение – это качество и правильность исполнения, а про важность размера Ринпоче ни разу не говорил. Да, в древние времена делали намка величиной с дом, но это вовсе не означает, что большой намка эффективнее. Кроме того, сделав очень большой намка, вы себе сильно затрудните задачу его регулярного освящения на коллективных практиках и больших ретритах, потому что его будет сложно перевозить. В современных городских условиях самый оптимальный размер – с ‘шагом’ 2.5 или 3 см: этого достаточно, чтобы намка был хорошо виден на стене или на полке, и при этом вполне компактно, чтобы перевозить в сумке или городском рюкзаке.

МИФ №10: а вот еще можно сделать ‘карманный’ намка, чтобы всегда носить/возить его с собой

См. комментарии к заблуждению №1. Намка надо держать в жилище, на видном месте. Если его сделать маленьким и носить с собой, то вряд ли вам его при этом будет видно :-). Не говоря уже о том, что само слово "намка" означает "пространство", и работает этот метод, находясь в вашем жилом пространстве. Если вам нужен амулет для путешествий - значит вам просто нужен какой-то другой метод.

МИФ №11: после освящения никто не должен прикасаться к намка, кроме его владельца

Видимо, эта идея навеяна тантрической буддийской традицией, где практикующий не должен позволять другим людям прикасаться к своим ритуальным предметам – четкам, колокольчику, дамару и т.д. То же самое относится ко всякого рода нательным оберегам, талисманам и амулетам – нежелательны не только прикосновения, но и взгляды посторонних, поэтому такие вещи не носят напоказ.  Что касается намка – в наставлениях про подобные ограничения ничего не сказано; храниться он должен на видном месте, а насчет чужих прикосновений вполне можно довериться своей интуиции и здравому смыслу. Например, если человек, с которым у вас хорошие отношения, просит разрешения взять в руки ваш намка, чтобы лучше его рассмотреть – вряд ли из-за этого случится что-то плохое :-).

МИФ №12: нехорошо хранить намка на виду, если остальные члены семьи далеки от буддизма.

Прятать намка от членов семьи – это довольно странно, ведь они тоже являются частью вашего жизненного пространства. Если вы опасаетесь косых взглядов и обвинений в сектантстве, то попробуйте посмотреть на намка свежим взглядом, не обремененным всеми вашими знаниями о нем. Это ведь всего лишь красивый рукодельный предмет из палочек и ниток, в виде разноцветных квадратиков – в нем нет ничего пугающего, подозрительного, религиозного или чужеродного! Если намка сделан красиво и аккуратно, то он у непосвященных людей вызывает только живой интерес и здоровое любопытство. Как показывает опыт, большинство людей вполне удовлетворяются ответом ‘это оберег’ (обереги похожей формы до сих пор плетутся по всему миру, в том числе у славянских и мусульманских народов, так что никого это слово не смущает). Если и тему оберегов затрагивать не хотите – скажите, что это такое этническое украшение, которое приносит в дом удачу. Что, кстати, чистая правда :-)).

МИФ №13: для элемента Темной/Глубокой Воды используются только нитки темно-синего или черного цвета

Нет, нитки для этого элемента должны быть просто темнее, чем основной синий. То есть, если вы для Воды выбрали, например, ярко-голубой, то для Глубокой Воды можно взять обычный ярко-синий. И наоборот – если в намка вообще нет Глубокой Воды, то темно-синий вполне может быть выбран как основной цвет элемента Вода. А черные нитки в намка не используются вовсе.

МИФ №14: намка – это чисто буддийский метод, и он работает только для практикующих Дхарму.

Метод Намка не имеет никакого отношения к Будде Шакьямуни,к обретению просветления и к другим понятиям буддийского воззрения. Это шаманская традиция, часть древней тибетской культуры, которая существовала еще до буддизма, и она взаимодействует напрямую с энергией человека, а не с его верованиями. Иначе говоря, если человек придерживается не-буддийского воззрения, то это нисколько не мешает ему иметь намка. В книге Намкая Норбу Ринпоче “Намка” сказано: ‘Если непрактикующий человек повесит свой намка дома, пусть даже только в качестве украшения, то получит пользу от его действия независимо от того, верит он в него или нет‘.

МИФ №15: намка будет работать, даже если он сделан небрежно и с ошибками, потому что это все относительно.

Вероятнее всего, для практикующего, который уже вышел за пределы относительного уровня, так оно и есть )). Но такому реализованному практикующему и намка без надобности – он ведь уже не обусловлен неблагоприятными обстоятельствами :). А тем, кто пока еще за пределы относительного уровня не вышел, все же лучше это осознавать и соблюдать метод максимально точно – в этом случае его эффективность будет гораздо выше. Проверено. Кроме того, в книге "Намка" раздел о ритуале наделении силой начинается с фразы "после того как намка сделан безупречно и без ошибок, проводится ритуал". Безупречно и без ошибок, друзья. То есть это и правда важно.

МИФ №16: Намка – это духовная практика, поэтому брать и давать деньги за изготовление намка – неправильно.

Когда мы говорим о методе Намка, то в первую очередь подразумеваем ритуал наделения силой, благодаря которому намка обретает полноценную силу и начинает действовать. Именно этот ритуал является практикой, и брать за это оплату действительно некорректно. Что касается изготовление намка – это подготовка материальной опоры, то есть некая ручная работа, требующая определенных навыков, затрат времени, сил и концентрации внимания. И если вы хотите, чтобы свое время и силы на эту работу вместо вас потратил кто-то другой, то денежная компенсация в этом случае абсолютно нормальна и уместна. Точно так же для нас является нормальным и уместным щедро вознаграждать труд тех, кто рисует и обшивает тханки, готовит тибетские лекарства, шьет костюмы для Танца Ваджры, делает ритуальные предметы - колокольчики, дамару, дадары, пояса для медитации, мелонги и т.д.

Что касается размера подношения – оно может зависеть от множества факторов, но в любых обстоятельствах полезно помнить, что намка есть предмет для привлечения удачи, защиты и благополучия. Принято считать, что такие вещи работают гораздо эффективнее, если сделать щедрое подношение – особенно если вы надеетесь с помощью этого предмета решить какие-то серьезные проблемы или привлечь в свою жизнь нечто важное. Просто по принципу космического равновесия и энергообмена.

МИФ №17: в книге "Намка" неправильный расчет мева способности (Ван-Ме) и мева жизни (Сог-Ме), потому что во всей остальной тибетской астрологии они считаются наоборот.

Этот пункт понятен только тем, кто уже вникал в тибетскую астрологию достаточно глубоко и обнаружил это несоответствие. Но нет, здесь нет ошибки, это просто другая система расчета, Ринпоче об этом неоднократно говорил, и в изначальной его рукописи расчет действительно указан именно такой. Более подробно об этом я уже писала вот здесь.

ПРИМЕЧАНИЕ: список заблуждений может периодически пополняться, так что заходите еще :-)).