NAMKHA.RU

всё о тибетских оберегах намка

•заблуждения

Относительно намка в народе бытуют всякого рода ошибочные идеи и мифы, которые весьма живучи, ибо годами передаются из уст в уста от старых практикующих к молодым. Здесь вашему пытливому вниманию предлагается список наиболее распространенных заблуждений с последующим их разоблачением :-).

 

Заблуждение №1: хранить намка можно дома у кого-то другого или в зале для коллективных практик.
Заблуждение №2: делать намка на дату рождения эффективнее, чем на год рождения.
Заблуждение №3: элемент Ванг (способность) означает способности человека к чему-либо, т.е. его таланты.
Заблуждение №4: для плетения намка дату рождения надо считать не по паспорту, а минус еще год, т.к. в тибетской астрологии возраст считается не с рождения, а с зачатия.
Заблуждение №5: плести намка могут только имеющие передачу на практику намка.
Заблуждение №6: освящать надо только новые намка.
Заблуждение №7:  освящать намка можно только на коллективных Ганапуджах, которые отмечены в тибетском календаре.
Заблуждение №8: намка лучше всего плести ‘к Лосару’, потому что по календарю это специальный день для освящения намка.
Заблуждение №9: чем больше размер намка, тем лучше его действие.
Заблуждение №10: а вот еще можно сделать ‘карманный’ намка, чтобы всегда носить его с собой.
Заблуждение №11: после освящения никто не должен прикасаться к намка, кроме его владельца.
Заблуждение №12: нехорошо хранить намка на виду, если остальные члены семьи далеки от буддизма.
Заблуждение №13: для элемента Темной/Глубокой Воды используются только нитки темно-синего или черного цвета.
Заблуждение №14: намка – это чисто буддийский метод, и он работает только для практикующих Дхарму.
Заблуждение №15: намка будет работать, даже если в нем есть ошибки и нарушены пропорции, потому что это все относительно.
Заблуждение №16: намка – это духовная практика, поэтому брать и давать деньги за изготовление намка – неправильно.
Заблуждение №17: этот сайт коммерческий, потому что тут есть раздел ‘заказ’.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №1: хранить намка можно дома у кого-то другого или в зале для коллективных практик.

Некоторые держат у себя дома намка, сделанные для непрактикующих близких людей, чтобы время от времени их освящать. Другие некоторые держат свои намка в зале для коллективных практик, полагая, что это для хранения намка более благоприятное место, чем дома – особенно если остальные члены семьи далеки от буддизма, или если приходится часто переезжать. В связи с этим несколько лет назад Намкаю Норбу Ринпоче был задан вопрос, где всё-таки лучше хранить личные намка. Ринпоче ответил буквально следующее: “Намка работает при непосредственном контакте с тем, для кого он сделан, и должен находиться в жилище человека, для которого он предназначен, а не в каком-то другом, пусть даже очень священном, месте. В крайнем случае намка можно хранить в доме, куда человек постоянно возвращается – например, в доме матери”. Подробнее о хранении намка можно почитать тут.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №2: делать намка на дату рождения эффективнее, чем на год рождения.

Мы привыкли считать, что чем более точно определяется момент рождения, тем лучше – именно так работает западная астрология, где для получения более достоверного результата надо учитывать и год, и месяц, и дату, и даже час с минутами. Но принцип тибетской астрологии сильно отличается от западной. Там у каждой единицы времени (год, месяц, день, час) есть свои собственные характеристики (Элемент+Животное+Мева),  причем характеристики дня, месяца, года не ‘наслаиваются’ друг на друга, а рассматриваются по отдельности. Соответственно, каждая комбинация года достаточно уникальна,  поскольку  повторяется один раз в 180 лет, а дни с одинаковыми  комбинациями ‘Элемент+Животное +Мева’ могут повторяться даже в течение одного и того же года. Кроме того, год – более продолжительная и более значимая единица времени, и его астрологическое влияние труднее нейтрализовать, чем влияние негативного дня или месяца.  Поэтому  тибетцы считают, что именно характеристики года рождения больше всего влияют на жизнь человека, и все астрологические расчеты делаются также исходя из года рождения. Всё остальное – месяц, день и т.д. – считается менее существенным. Кстати, в книге Намкая Норбу Ринпоче ‘Намка’ подробные наставления также даются именно для изготовления намка на год рождения, а про намка ‘на месяц’ и ‘на день’ только упоминается вкратце.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №3: элемент Ванг (способность) означает способности человека к чему-либо – к музыке, к языкам, к бизнесу, к духовной практике и т.д. – то есть его таланты.

Эта путаница тянется уже много лет из-за неточного перевода. Ринпоче использует для тибетского слова ‘Ванг’ (dbang) английское ability либо capacity, что обычно переводят  как ‘способности’, а в  русском языке  это означает что-то вроде ‘одаренности’. На самом же деле элемент Ванг управляет вовсе не талантами человека, а его успешностью. Вот как толкует это понятие сайт Института Тибетской астрологии и медицины: ‘Ванг (влияние) — это сила личности, ее способность главенствовать и достигать цели. Это потенциал, который дает возможность контролировать любую жизненную ситуацию. Сильный ванг способствует процветанию, богатству и достатку. Одно из значений ванг — ‘подлинное присутствие’, т. е. полное осознание потока времени и сила жить в этом потоке. Слабый ванг определяет нищету и невозможность реализовать свои таланты, поскольку у человека нет силы контролировать ситуации и защищать свои позиции. Сила ванг связана с уровнем духовного развития и нравственной силой. Для реализации ванг необходима сила лунг (удача).’ Сила ванг также определяет ‘молву’, т.е. репутацию человека и то, что о нем говорят за спиной.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №4: для плетения намка дату рождения надо считать не по паспорту, а минус еще год, потому что в тибетской астрологии возраст считается не с рождения, а с момента зачатия.

Насчет возраста тибетская астрология действительно так и считает, но для изготовления намка нам важно знать не количество прожитых лет, а именно год рождения. Дело в том, что различные составляющие энергии человека формируются в период от зачатия до рождения, и картина становится полной только к тому моменту, как человек появляется на свет. Так что ваш реальный год рождения (т.е. тот, который по паспорту) – это и есть год, на который надо плести намка.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №5: плести намка могут только имеющие передачу на практику намка.

Объектом передачи является ритуал освящения намка, и его может проводить только имеющий передачу. Что касается материальной опоры, т.е. предмета из палочек и ниточек – сделать ее может кто угодно, если, конечно, он делает это правильным образом. В мае 2010 я задала Ринпоче вопрос, может ли человек без передачи участвовать в обучающем курсе по плетению намка и потом освятить готовый намка в общине на Ганапудже. Ответ был положительный.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №6: освящать надо только новые намка

Оберегая своего владельца от негативных воздействий, намка как бы берет их на себя, и со временем они накапливаются. В результате намка постепенно теряет свою защитную функцию и приходит в негодность (ломаются палочки, или провисают нитки, и т.д.) Поэтому его требуется периодически ‘очищать’ и ‘подзаряжать’ с помощью ритуала освящения – чем чаще, тем лучше. Ринпоче говорит, что намка всегда будет действовать, если освящать его хотя бы раз в месяц. Если такой возможности нет, то следует это делать хотя бы раз в год – в таком случае ритуал обычно делается на Лосар (в первый день тибетского Нового года).

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №7: освящать намка можно только на коллективных Ганапуджах, которые отмечены в тибетском календаре.

Для ритуала Намка подходит не только Ганапуджа, но любая практика, в которой используется метод преображения и присутствуют подношения (воображаемые или материальные) – например, Пуджа Санг, Пуджа Зеленой Тары, Средний Тун. Практику с ритуалом Намка может сделать самостоятельно любой человек, имеющий  соответствующую передачу, но если это делается коллективно, то практика считается более действенной. Что касается выбора дня – календарные Ганапуджи не всегда попадают на астрологически благоприятные дни, поэтому для первого освящения можно, например, выбрать по календарю хороший день и сделать практику с ритуалом самостоятельно, а потом уже повторно освятить намка на ближайшей коллективной Ганапудже. Подробнее о выборе подходящего дня можно почитать здесь.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №8: намка лучше всего плести ‘к Лосару’, потому что по календарю это специальный день для освящения намка

Первый день нового года считается очень благоприятным моментом для всего, что нуждается в росте и развитии – вот почему в этот день особенно полезно делать различные  практики для долголетия и процветания, а также наделять силой намка и лунгта. Но иногда на Лосар попадает не очень хорошая астрологическая комбинация, и в этом случае можно выбрать для освящения более благоприятный день, поскольку у тибетцев праздничными и особыми считаются все 15 дней от Лосара до ближайшего полнолуния. Также очень благоприятными считаются дни на растущей луне в начале каждого сезона (т.е. 1-15 лунные дни 1-го, 4-го, 7-го и 10-го тибетских месяцев). Разумеется, в течение всего остального года освящать намка тоже можно и даже нужно, хотя это и не отмечено в календаре :-).

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №9: чем больше размер намка, тем лучше его действие

Нигде такого не сказано :-). То, что действительно имеет значение – это качество и правильность исполнения, а про важность размера Ринпоче ничего не говорил. Да, в древние времена делали намка величиной с дом, но это вовсе не означает, что большой намка эффективнее. Кроме того, сделав очень большой намка, вы себе сильно затрудните задачу его регулярного освящения на коллективных практиках и больших ретритах, потому что его будет сложно перевозить. В современных городских условиях самый оптимальный размер – с ‘шагом’ 2.5 или 3 см: это достаточно, чтобы намка был хорошо виден на стене или на полке, и при этом вполне компактно, чтобы перевозить в сумке или городском рюкзаке.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №10: а вот еще можно сделать ‘карманный’ намка, чтобы всегда носить его с собой

См. комментарии к заблуждению №1. Намка надо держать в жилище, на видном месте. Если его сделать маленьким и носить с собой, то вряд ли вам его при этом будет видно :-).

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №11: после освящения никто не должен прикасаться к намка, кроме его владельца

Видимо, эта идея навеяна тантрической буддийской традицией, где практикующий не должен разрешать другим людям прикасаться к своим ритуальным предметам – четкам, колокольчику, дамару и т.д. То же самое относится ко всякого рода нательным оберегам, талисманам и амулетам – нежелательны не только прикосновения, но и взгляды посторонних, поэтому такие вещи не носят напоказ.  Что касается намка – в наставлениях о подобных ограничениях ничего не сказано; храниться он должен на видном месте, а насчет чужих прикосновений вполне можно довериться своей интуиции и здравому смыслу. Например, если человек, с которым у вас хорошие отношения, просит разрешения взять в руки ваш намка, чтобы лучше его рассмотреть – вряд ли из-за этого случится что-то плохое :-).

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №12: нехорошо хранить намка на виду, если остальные члены семьи далеки от буддизма.

Прятать намка от членов семьи – это довольно странно, ведь они тоже являются частью вашего жизненного пространства. Если вы опасаетесь косых взглядов и обвинений в сектантстве, то рекомендую посмотреть на намка свежим незамутненным взором. Это всего лишь красивый рукодельный предмет из палочек и ниточек – в нем нет ничего пугающего, подозрительного, религиозного или чужеродного! Если намка сделан красиво и аккуратно, то он у непосвященных людей вызывает только живой интерес и здоровое любопытство. Как показывает опыт, большинство людей вполне удовлетворяются  ответом  ‘это оберег’ (обереги похожей формы до сих пор плетутся по всему миру, в том числе у славянских и мусульманских народов). Если и тему оберегов затрагивать не хотите – скажите, что это такое этническое украшение, которое приносит в дом удачу. Кстати, это чистая правда :-)).

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №13: для элемента Темной/Глубокой Воды используются только нитки темно-синего или черного цвета

Нитки для этого элемента должны быть просто темнее, чем основной синий. То есть, если вы для элемента Воды выбрали, например, ярко-голубой, то для Глубокой Воды можно взять обычный ярко-синий. И наоборот – если в намка вообще нет Глубокой Воды, то темно-синий вполне может быть выбран как основной цвет элемента Вода. А черные нитки в намка не используются вовсе.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №14: намка – это чисто буддийский метод, и он работает только для практикующих Дхарму.

Метод Намка – это не буддизм, т.е. он не имеет отношения к Будде Шакьямуни и к обретению просветления. Это скорее элемент традиционной древнетибетской культуры, которая в свою очередь сейчас известна только благодаря буддизму. Иначе говоря, если человек придерживается не-буддийского вероисповедания, то это нисколько не мешает ему иметь намка.  Кроме того, метод Намка вообще не является религиозным, поскольку работает не за счет веры, а за счет работы с первоэлементами, которые у всех людей одинаковы и от воззрения не зависят. В книге Намкая Норбу Ринпоче “Намка” сказано: ‘Если не практикующий человек повесит свой намка дома, пусть даже только в качестве украшения, то получит пользу от его действия независимо от того, верит он в него или нет‘.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №15: намка будет работать, даже если в нем есть ошибки и нарушены пропорции, потому что это все относительно.

Для практикующего, который уже вышел за пределы относительного уровня, скорее всего, так и есть. Но такому крутому практикующему и намка без надобности – он ведь уже не обусловлен неблагоприятными обстоятельствами :). А тем, кто пока еще за пределы относительного уровня не вышел, лучше все же это осознавать и соблюдать метод максимально точно – в этом случае его эффективность будет гораздо выше. Проверено.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №16: Намка – это духовная практика, поэтому брать и давать деньги за изготовление намка – неправильно.

Когда мы говорим о методе Намка, то в первую очередь подразумеваем ритуал освящения, благодаря которому намка обретает силу и начинает действовать.  Именно этот ритуал является практикой, и за это действительно было бы странно брать деньги. Что касается изготовление намка – это подготовка материальной опоры, то есть некая ручная работа, требующая определенных навыков, затрат времени, сил и концентрации внимания. И если вы хотите, чтобы свое время и силы на эту работу вместо вас потратил кто-то другой, то денежная компенсация в этом случае нормальна и уместна. Точно так же для нас является нормальным и уместным оплачивать труд тех, кто рисует и обшивает тханки, готовит тибетские лекарства, шьет костюмы для Танца Ваджра, делает ритуальные предметы (колокольчики, дамару, дадары, пояса для медитации, мелонги) и т.д.

Что касается размера подношения – оно может зависеть от множества факторов, но в любых обстоятельствах полезно помнить, что намка есть предмет для привлечения удачи, защиты и благополучия. Принято считать, что такие вещи лучше работают, если сделать щедрое подношение – особенно если вы надеетесь с помощью этого предмета решить какие-то серьезные проблемы или привлечь в свою жизнь нечто важное.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ №17: этот сайт коммерческий, потому что тут есть раздел ‘заказ’.

Коммерческое – это когда целью является получение прибыли.  Целью данного сайта является не прибыль, а широкое распространение и применение этого уникального и действенного метода. Если человек не может сплести  намка сам (в силу отсутствия передачи, или способностей, или времени, или желания, и т.д.), то раздел ЗАКАЗ’ помогает ему сориентироваться, где и примерно на каких условиях он может намка получить. Что касается коммерции, то тут всё как раз наоборот: благодаря разделу ‘МАСТЕРСКАЯ’,  практикующие имеют возможность совершенно бесплатно освоить качественное плетение намка для себя и для своих близких, или даже пополнить ряды тех, кто плетет на заказ. Таким образом, польза распространяется, и значит, сайт свою задачу выполняет именно так, как и было задумано. Как говорится, Таши Делег :-)!

ПРИМЕЧАНИЕ: список заблуждений периодически пополняется – заходите еще :-)).

стрелка-2


.