NAMKHA.RU

всё о тибетских оберегах намка

•история

Метод намка существует с давних времен: он был известен в бонской традиции уже во времена учителя Шенраба  Мивоче (т.е. примерно 4 тысячи лет назад), но весьма вероятно, что его источник еще более древний. Это подтверждается тем фактом, что обереги, схожие с намка по виду и свойствам, существуют по всему миру.

Исходное бонское мировоззрение до прихода буддизма в Тибет было очень практично и связано с живыми, активными энергиями. Знание о том, как упорядочить и усилить энергию на благо всего народа, в бонской традиции было жизненно важным. Именно поэтому в Тибете эта древняя традиция не была полностью утрачена, но смогла приспособиться к переменам. В частности, Гуру Падмасамбхава видоизменил и согласовал с буддизмом бонские ритуалы возвращения славы и удачи, продления жизни и очищения человека и его окружения. Таким образом, это знание передавалось как конкретная и живая традиция, а потому сегодня нам известно, каково подлинное назначение намка.

(из книги Чогьяла Намкая Норбу ‘Намка’, 2005 г.)

ОТКРЫТИЕ ГОНТЕРА О НАМКХА

В 1984 г. Ринпоче совершил путешествие в Северный Непал к монастырю Толу и в пещеру Маратика, где великий Махасиддха Падмасамбхава проводил ретрит со своей супругой Мандаравой. Ниже – описание одного из замечательных сновидений, которые он видел в этом путешествии.

…Так что в том случае в Толу дядя проявился в моем сновидении. В сновидении ему было не больше 14-15 лет. Он сказал мне, что очень доволен тем, что я даю такое прекрасное учение, и что оно полезно каждому. Я спросил его, действительно ли он его слышал, и он ответил, что слышал каждое слово. В сновидении я преподал Тхиг Сум Недек – знаменитые Три Завета Гараба Дордже. Затем мой дядя попросил объяснить мой гонтер о Намкха. Я ответил ему, что мой сон о Намкха не был гонтером.

Позвольте объяснить, что я имел в виду. Несколько лет назад я был в Нью-Йорк Сити. Я давал семинар о функциях элементов и энергий, а также о тибетской истории. В этом семинаре я объяснял элементы и их функционирование согласно древней традиции Бонпо. В ту ночь у меня был сон. В нем был маленький мальчик, одетый в синее. Я спросил его, кто он такой, и он ответил, что его имя Пюэль. Пюэль – божество Бонпо, особенно известное своей способностью выполнять гадание, используя астрологию.

Я сказал: ‘Если ты действительно Пюэль, тогда объясни мне функцию элементов индивидуума, и как можно было бы гармонизировать их, когда возникают проблемы’. Тогда ребенок объяснил различные виды функций элементов относительно тела, жизни, судьбы, способностей и т. д. Благодаря этому сну я открыл точный принцип Намкха, метод гармонизации элементов личности.

Я сказал моему дяде, что этот сон о Намкха не был гонтером, это был всего лишь сон. Но он настаивал, что это был гонтер, который он уподобил бы передаче. Поскольку он был моим учителем, я в действительности чувствовал себя несколько неудобно относительно его просьбы, но он настаивал, так что в конце концов я прочитал ему книгу и таким образом дал передачу. После того, как это закончилось, он сказал, что Намкха будет важной практикой в будущем. Он также отметил, что я должен практиковать и обучать пяти “практикам темноты”. Я спросил его: ‘Что это такое, практика пяти видов темноты?’ Он ответил, что об этом будут указания позже. Таким был один из моих снов.

(из книги Чогьяла Намкая Норбу ‘Йога сновидений и практика естественного света’, 1991 г.)

ПРИМЕЧАНИЯ:

Тхиг Сум Недек – Три завета Гараба Дордже. Этот текст суммирует учение Дзогчена в трех сущностных моментах: 1) Прямое введение в изначальное состояние учителем ученика, 2) Практикующий не остается в сомнении относительно того, что есть изначальное состояние, 3) Практикующий продолжает в состоянии изначального осознавания до полной реализации.

Гараб Дордже, согласно традиционным источникам Ньингма, жил 166 лет спустя после паринирваны Будды, датируемой в тибетских источниках 881 г. до н.э. и был первым мастером Дзогчена в человеческом обличии.

Тертон – тот, кто открывает терма, т.е. сокровища Дхармы, которые были спрятаны с целью их последующего раскрытия в более позднее время. Считается, что терма были спрятаны в деревьях, озерах, земле и даже в небе. Чогьял Намкай Норбу также является тертоном, открывшим много важнейших учений, в том числе цикл учений Лонгсэл.

Гонтер – ‘сокровища состояния знания’ – терма, открытые в пространстве ума тертона. Существуют такжже терма сатер – сокровища земли’ , в виде материальных объектов (свитков с текстами, статуй, ритуальных предметов), которые обнаруживаются в скалах, в земле и т.д..

Бонпо – практикующий религию Бон, древнюю добуддийскую религию Тибета. Бон подразделяется на старый Бон и Новый (или Юнг-друнг) Бон. Для Старого Бона были характерны анимистические и шаманские практики, в то время как Юнг-друнг Бон, имеющий корни в учениях Будды Тенпа Шенраба, имеет большое сходство с буддизмом, который пришел в Тибет в VIII веке н. э. из Индии. Бон означает ‘учение’, или ‘дхарма’, а Юнг-друнг означает ‘вечный’ или ‘неразрушимый’. Духовную традицию Бонпо – включая практики осознавания сновидений – можно проследить за 18000 лет назад до территории, включающей западный Иран и западный Тибет. Согласно истории Бонпо, сверхчеловеческое существо, Тенпа Шенраб, воплотившийся в то время, был родоначальником их религиозной системы. Для сравнения, археологи отмечают наличие религиозной деятельности – погребение умерших вместе с объектами – с 30000 г. до н. э.

ChNNR_09ЧОГЬЯЛ НАМКАЙ НОРБУ РИНПОЧЕ

Чогьял Намкай Норбу родился в 1938 году в Дерге в Восточном Тибете. В 3-летнем возрасте он был узнан многими высокими тибетскими учителями как воплощение Адзома Другпы – великого учителя Дзогчен – и получил полное традиционное образование, соответствующее его рангу тулку (перерожденца). Помимо теоретических дисциплин, он получал наставления от многих учителей различных буддийских школ и выполнял практики под их руководством. В 18 лет он встретил своего коренного учителя Чангчуба Дордже, благодаря которому смог полностью пробудить своё духовное знание. В 1960 г. профессор Дж. Туччи пригласил его в Рим для исследовательской работы в Восточном институте. Впоследствии Чогьял Намкай Норбу занимал должность профессора тибетского и монгольского языка и литературы Института востоковедения Неаполитанского университета, где работал до 1992 года и внес большой вклад в развитие тибетологии на Западе.

В середине 70-х, впервые в западном мире, он по просьбе учеников начал передавать Учение. Сейчас Чогьял Намкай Норбу – один из главных ныне живущих учителей Дзогчен. Он является основателем международной Дзогчен-общины, института Шанг-Шунг и организации A.S.I.A., которая помогает тибетским школам и больницам. Много лет он неустанно путешествует по миру, передавая учение Дзогчен и посвящая себя заботе о тибетской культуре, частью которой является и метод Намкха.

Подробнее о Намкае Норбу Ринпоче – на сайте Московской Дзогчен-общины.

.